
Решение после налоговой проверки не всегда удовлетворяет налогоплательщика. Однако иногда вердикт сотрудников ФНС бывает ошибочным — и это можно доказать.
В одной из предыдущих статей блога мы разобрали пошаговый план обжалования решения налоговой, а также последствия оспаривания результатов и налоговые риски. Теперь рассмотрим детально особенности досудебного и судебного урегулирования разногласий.
Досудебное разрешение споров
До обращения в суд налогоплательщик по закону должен попытаться обжаловать решение и действия/бездействия инспекции в вышестоящей Федеральной налоговой службе. Сделать это можно самостоятельно путем переговоров и подачи жалобы или через посредника-медиатора.
Подача жалобы на результаты налоговой проверки
Форма жалобы зависит от того, вступило в силу решение/действия инспекции или нет:
- Апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение. Заявление нужно отправить строго в течение 30 дней со дня получения налогоплательщиком решения — восстановить пропущенный срок невозможно.
- Простая жалоба отправляется, если уже прошел месяц и решение вступило в силу. Срок для подачи жалобы — 1 год со дня вынесения обжалуемого решения, но при уважительной причине можно направить ее с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Подать заявления можно письменно, через электронный документооборот (по ТКС) или личный кабинет (для физлиц). В жалобах нужно указать проверочные акты, основания нарушения прав налогоплательщика и просьбу отменить решение и/или признать действия незаконными.
❗ При затруднении с аргументами можно обратиться к юристам и/или добавить их позже. Также к жалобе можно приложить документы, подтверждающие вашу правоту и указать способ получения решения.
Заявления адресуются в вышестоящую ФНС, но подаются через местное налоговое отделение, которое вынесло решение. Принятые жалобы рассматриваются в течение месяца: после изучения ситуации жалобу могут оставить без удовлетворения, частично/полностью отменить решение или принять новое.
Альтернативное досудебное разрешение налогового спора
Для урегулирования спора можно привлечь медиатора — специалиста, который будет беспристрастным посредником между налогоплательщиком и сотрудником ФНС. В этой роли может выступать, например, юрист или адвокат с высшим образованием, который прошел обучение по специальной программе подготовки медиаторов.
Главной целью медиатора является принятие решения, которое удовлетворяет все стороны: для этого медиатор изучает причины спора и документацию, разрабатывает стратегию примирения сторон, готовит документы и продумывает реакции на возможные вопросы и возражения. Итоги переговоров фиксируются в медиативном соглашении и направляются участникам налогового спора для согласования.
❗ К медиатору можно обратиться до и во время судебного процесса, но строго до вынесения судебного решения.
Налоговые судебные споры
Если ответ вышестоящей ФНС не удовлетворил, налогоплательщик имеет право написать заявление в суд — в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о принятом решении.
В заявлении указываются факты и доказательства предъявляемых требований, нарушенные права и интересы истца, нарушенные акты законодательства. Также указывается информация об обжаловании оспариваемого решения в вышестоящем налоговом органе и требование заявителя признать решение недействительным.
Какие документы нужны для оспаривания и обоснования спора?
- подтверждение уплаты государственной пошлины;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП;
- копия апелляционной жалобы на оспариваемое решение;
- копии решений налоговой до и после обжалования;
- квитанция об отправке копии судебного заявления в ФНС;
- выписка из ЕГРЮЛ или доверенность, подтверждающие правоспособность заявителя;
- копии документов, аргументирующих доводы и требования истца.
Заявление с приложениями направляют в канцелярию арбитражного суда в письменной/электронной форме. После его принятия назначается предварительное судебное заседание, на котором дело готовят к судебному разбирательству.
❗ В этот момент можно внести в материалы судебного дела оставшиеся доказательства вашей правоты и ошибок ФНС. Также можно направить в суд ходатайство об истребовании у ФНС недостающих документов, имеющих отношение к спору.
Рассмотрение налогового спора в арбитражном суде занимает от 3 до 6 месяцев. Вынесенное решение можно обжаловать до вступления в силу в апелляционном суде: жалобу подают в течение месяца с момента оглашения решения арбитражным судом. Если и это не удовлетворит истца, можно обратиться в кассационную инстанцию — но не позже 60 дней со вступления в законную силу обжалуемого решения арбитражного суда.
❗ Помните, что неудовлетворительное решение арбитражного суда сильно снижает шансы на успех при оспаривании и права налогоплательщика.
Действия, необходимые для успешного оспаривания решения налогового органа
- Изучайте законы и нормативные акты: в налоговом законодательстве РФ ежегодно появляются правки и нововведения. В обязательной базе —
Налоговый кодекс РФ, Полномочия налоговых органов, Справочник и правила досудебного оспаривания, налоговый калькулятор и бухгалтерский учет. - Проверяйте расчеты инспекции и документы в акте: в них можно обнаружить ошибки, которые приводят к завышению сумм недоимки, пени и штрафов. Запрашивайте копии упоминаемых документов, которых нет на руках — они могут стать аргументами при оспаривании результатов проверки.
- Обращайтесь за юридической помощью. Опытные адвокаты бюро «Гиниев и партнеры» помогут выявить ошибки в процедуре и результатах налоговой проверки, найти фальсификацию доказательств и грамотно обосновать позицию доверителя.
Обращайтесь, всегда готовы вам помочь!